МБОУ "СОШ № 58"
Удмуртская Республика, г. Ижевск
  • Профессиональные стандарты

                                                             ┌────────────────┐
                                                             │        1       │
                                                             └────────────────┘
                                                               Регистрационный
                                                                    номер

    I. Общие сведения

                                                                   ┌──────────┐
    Дошкольное образование                                         │          │
    Начальное общее образование                                    │          │
    Основное общее образование                                     │  01.001  │
    Среднее общее образование                                      │          │
    ─────────────────────────────────────────────────────────────  └──────────┘
          (наименование вида профессиональной деятельности)             Код

    Основная цель вида профессиональной деятельности:

    ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
    │Оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам│
    │образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение) │
    └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    Группа занятий:

    2320    Преподаватели в средней школе    3320    Персонал дошкольного воспитания и образования
    2340    Преподаватели в системе специального образования    3330    Преподавательский персонал специального обучения
    3310    Преподавательский персонал начального образования        
    (код ОКЗ <1>)
    (наименование)    (код ОКЗ)
    (наименование)

    Отнесение к видам экономической деятельности:

    80.10.1.    Услуги в области дошкольного и начального общего образования
    80.21.1.    Услуги в области основного общего и среднего (полного) общего образования
    (код КВЭД <2>)
    (наименование вида экономической деятельности)

    II. Описание трудовых функций, входящих
    в профессиональный стандарт (функциональная карта вида
    профессиональной деятельности)

    Обобщенные трудовые функции    Трудовые функции
    код    наименование    уровень квалификации    наименование    код    уровень (подуровень) квалификации
    A    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования    6    Общепедагогическая функция. Обучение    A/01.6    6
                Воспитательная деятельность    A/02.6    6
                Развивающая деятельность    A/03.6    6
    B    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ    5 - 6    Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования    B/01.5    5
                Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования    B/02.6    6
                Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования    B/03.6    6
                Модуль "Предметное обучение. Математика"    B/04.6    6
                Модуль "Предметное обучение. Русский язык"    B/05.6    6

    III. Характеристика обобщенных трудовых функций

    3.1. Обобщенная трудовая функция

    Наименование    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования    Код    A    Уровень квалификации    6

    Происхождение обобщенной трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Возможные наименования должностей    Учитель,
    Воспитатель

    Требования к образованию и обучению    Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
    Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
    (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 N 422н)
    Требования к опыту практической работы    Требования к опыту практической работы не предъявляются
    Особые условия допуска к работе    К педагогической деятельности не допускаются лица:
    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
    имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
    имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

    Дополнительные характеристики

    Наименование документа    Код    Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
    ОКЗ
    2320    Преподаватели в средней школе
        2340    Преподаватели в системе специального образования
        3310    Преподавательский персонал начального образования
        3320    Персонал дошкольного воспитания и образования
        3330    Преподавательский персонал специального обучения
    ЕКС <3>
    -    Учитель
    Воспитатель
    ОКСО <4>
    050000    Образование и педагогика

    3.1.1. Трудовая функция

    Наименование    Общепедагогическая функция. Обучение    Код    A/01.6    Уровень (подуровень) квалификации    6

    Происхождение трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Трудовые действия    Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы
        Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
        Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
        Планирование и проведение учебных занятий
        Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению
        Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
        Формирование универсальных учебных действий
        Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее - ИКТ)
        Формирование мотивации к обучению
        Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
    Необходимые умения    Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
        Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
        Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде
        Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
        Владеть ИКТ-компетентностями:
    общепользовательская ИКТ-компетентность;
    общепедагогическая ИКТ-компетентность;
    предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)
        Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно-исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко-культурного своеобразия региона
    Необходимые знания    Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке
        История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества
        Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики
        Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
        Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения
        Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
        Рабочая программа и методика обучения по данному предмету
        Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства
        Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи
        Конвенция о правах ребенка
        Трудовое законодательство
    Другие характеристики    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.1.2. Трудовая функция

    Наименование    Воспитательная деятельность    Код    A/02.6    Уровень (подуровень) квалификации    6

    Происхождение трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Трудовые действия    Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
        Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
        Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
        Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
        Проектирование и реализация воспитательных программ
        Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
        Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
        Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
        Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
        Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
        Формирование толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
        Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
    Необходимые умения    Строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей
        Общаться с детьми, признавать их достоинство, понимая и принимая их
        Создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
        Управлять учебными группами с целью вовлечения обучающихся в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность
        Анализировать реальное состояние дел в учебной группе, поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу
        Защищать достоинство и интересы обучающихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях
        Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
        Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций и т.п.
        Сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач
    Необходимые знания    Основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
        История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества
        Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях
        Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития и социализации личности, индикаторы и индивидуальные особенности траекторий жизни и их возможные девиации, приемы их диагностики
        Научное представление о результатах образования, путях их достижения и способах оценки
        Основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий
        Нормативные правовые, руководящие и инструктивные документы, регулирующие организацию и проведение мероприятий за пределами территории образовательной организации (экскурсий, походов и экспедиций)
    Другие характеристики    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.1.3. Трудовая функция

    Наименование    Развивающая деятельность    Код    A/03.6    Уровень (подуровень) квалификации    6

    Происхождение трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Трудовые действия    Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
        Оценка параметров и проектирование психологически безопасной и комфортной образовательной среды, разработка программ профилактики различных форм насилия в школе
        Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
        Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
        Оказание адресной помощи обучающимся
        Взаимодействие с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума
        Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
        Освоение и адекватное применение специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу
        Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
        Формирование и реализация программ развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формирование толерантности и позитивных образцов поликультурного общения
        Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
    Необходимые умения    Владеть профессиональной установкой на оказание помощи любому ребенку вне зависимости от его реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и физического здоровья
        Использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий
        Осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение основных общеобразовательных программ
        Понимать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.)
        Составить (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности обучающегося
        Разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития и индивидуально-ориентированные образовательные программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся
        Владеть стандартизированными методами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся
        Оценивать образовательные результаты: формируемые в преподаваемом предмете предметные и метапредметные компетенции, а также осуществлять (совместно с психологом) мониторинг личностных характеристик
        Формировать детско-взрослые сообщества
    Необходимые знания    Педагогические закономерности организации образовательного процесса
        Законы развития личности и проявления личностных свойств, психологические законы периодизации и кризисов развития
        Теория и технологии учета возрастных особенностей обучающихся
        Закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ
        Основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью
        Основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей
        Социально-психологические особенности и закономерности развития детско-взрослых сообществ
    Другие характеристики    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2. Обобщенная трудовая функция

    Наименование    Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ    Код    B    Уровень квалификации    5 - 6

    Происхождение обобщенной трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Возможные наименования должностей    Учитель,
    Воспитатель

    Требования к образованию и обучению    Учитель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации;
    Воспитатель: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования "Образование и педагогические науки" либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
    (в ред. Приказа Минтруда России от 05.08.2016 N 422н)
    Требования к опыту практической работы    Требования к опыту практической работы не предъявляются
    Особые условия допуска к работе    К педагогической деятельности не допускаются лица:
    лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
    имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации;
    признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
    имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

    Дополнительные характеристики

    Наименование документа    Код    Наименование базовой группы, должности (профессии) или специальности
    ОКЗ
    2320    Преподаватели в средней школе
        2340    Преподаватели в системе специального образования
        3310    Преподавательский персонал начального образования
        3320    Персонал дошкольного воспитания и образования
        3330    Преподавательский персонал специального обучения
    ЕКС
    -    Учитель
    Воспитатель
    ОКСО
    050000    Образование и педагогика

    3.2.1. Трудовая функция

    Наименование    Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования    Код    B/01.5    Уровень (подуровень) квалификации    5

    Происхождение трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Трудовые действия    Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
        Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации
        Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами
        Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста
        Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста
        Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями
        Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития
        Формирование психологической готовности к школьному обучению
        Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья
        Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства
        Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов
        Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности
        Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей
    Необходимые умения    Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства
        Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации
        Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения
        Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской)
        Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения
        Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста
    Необходимые знания    Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста
        Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
        Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
        Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
        Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
        Современные тенденции развития дошкольного образования
    Другие характеристики    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2.2. Трудовая функция

    Наименование    Педагогическая деятельность по реализации программ начального общего образования    Код    B/02.6    Уровень (подуровень) квалификации    6

    Происхождение трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Трудовые действия    Проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной
        Формирование у детей социальной позиции обучающихся на всем протяжении обучения в начальной школе
        Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
        Объективная оценка успехов и возможностей обучающихся с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек
        Организация учебного процесса с учетом своеобразия социальной ситуации развития первоклассника
        Корректировка учебной деятельности исходя из данных мониторинга образовательных результатов с учетом неравномерности индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий дошкольного обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития мальчиков и девочек
        Проведение в четвертом классе начальной школы (во взаимодействии с психологом) мероприятий по профилактике возможных трудностей адаптации детей к учебно-воспитательному процессу в основной школе
    Необходимые умения    Реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю и распознавать за ними серьезные личные проблемы
        Ставить различные виды учебных задач (учебно-познавательных, учебно-практических, учебно-игровых) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания
        Во взаимодействии с родителями (законными представителями), другими педагогическими работниками и психологами проектировать и корректировать индивидуальную образовательную траекторию обучающегося в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных), выходящими за рамки программы начального общего образования
    Необходимые знания    Основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возрастов
        Федеральные государственные образовательные стандарты и содержание примерных основных образовательных программ
        Дидактические основы, используемые в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий
        Существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач обобщенных способов деятельности и системы знаний о природе, обществе, человеке, технологиях
        Особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования
    Другие характеристики    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2.3. Трудовая функция

    Наименование    Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования    Код    B/03.6    Уровень (подуровень) квалификации    6

    Происхождение трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Трудовые действия    Формирование общекультурных компетенций и понимания места предмета в общей картине мира
        Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
        Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т.д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся
        Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования
        Применение специальных языковых программ (в том числе русского как иностранного), программ повышения языковой культуры и развития навыков поликультурного общения
        Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения
        Организация олимпиад, конференций, турниров математических и лингвистических игр в школе и др.
    Необходимые умения    Применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы
        Проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения
        Планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной общеобразовательной программой
        Разрабатывать рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечивать ее выполнение
        Организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую
        Разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь обучения по предмету (курсу, программе) с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности
        Осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе
        Использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся)
        Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам, ускоренным курсам в рамках федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования и среднего общего образования
        Владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием
        Владеть методами убеждения, аргументации своей позиции
        Устанавливать контакты с обучающимися разного возраста и их родителями (законными представителями), другими педагогическими и иными работниками
        Владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
    Необходимые знания    Основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимых для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета)
        Программы и учебники по преподаваемому предмету
        Теория и методы управления образовательными системами, методика учебной и воспитательной работы, требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений к ним, средства обучения и их дидактические возможности
        Современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
        Методы и технологии поликультурного, дифференцированного и развивающего обучения
        Основы экологии, экономики, социологии
        Правила внутреннего распорядка
        Правила по охране труда и требования к безопасности образовательной среды
    Другие характеристики    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2.4. Трудовая функция

    Наименование    Модуль "Предметное обучение. Математика"    Код    B/04.6    Уровень (подуровень) квалификации    6

    Происхождение трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Трудовые действия    Формирование способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность
        Формирование способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств
        Формирование конкретных знаний, умений и навыков в области математики и информатики
        Формирование внутренней (мысленной) модели математической ситуации (включая пространственный образ)
        Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример
        Формирование у обучающихся умения выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий
        Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например - вычисления)
        Формирование материальной и информационной образовательной среды, содействующей развитию математических способностей каждого ребенка и реализующей принципы современной педагогики
        Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно
        Формирование способности преодолевать интеллектуальные трудности, решать принципиально новые задачи, проявлять уважение к интеллектуальному труду и его результатам
        Сотрудничество с другими учителями математики и информатики, физики, экономики, языков и др.
        Развитие инициативы обучающихся по использованию математики
        Профессиональное использование элементов информационной образовательной среды с учетом возможностей применения новых элементов такой среды, отсутствующих в конкретной образовательной организации
        Использование в работе с детьми информационных ресурсов, в том числе ресурсов дистанционного обучения, помощь детям в освоении и самостоятельном использовании этих ресурсов
        Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях
        Формирование и поддержание высокой мотивации и развитие способности обучающихся к занятиям математикой, предоставление им подходящих заданий, ведение кружков, факультативных и элективных курсов для желающих и эффективно работающих в них обучающихся
        Предоставление информации о дополнительном образовании, возможности углубленного изучения математики в других образовательных и иных организациях, в том числе с применением дистанционных образовательных технологий
        Консультирование обучающихся по выбору профессий и специальностей, где особо необходимы знания математики
        Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания
        Выявление совместно с обучающимися недостоверных и малоправдоподобных данных
        Формирование позитивного отношения со стороны всех обучающихся к интеллектуальным достижениям одноклассников независимо от абсолютного уровня этого достижения
        Формирование представлений обучающихся о полезности знаний математики вне зависимости от избранной профессии или специальности
        Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения
    Необходимые умения    Совместно с обучающимися строить логические рассуждения (например, решение задачи) в математических и иных контекстах, понимать рассуждение обучающихся
        Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения
        Формировать у обучающихся убеждение в абсолютности математической истины и математического доказательства, предотвращать формирование модели поверхностной имитации действий, ведущих к успеху, без ясного понимания смысла; поощрять выбор различных путей в решении поставленной задачи
        Решать задачи элементарной математики соответствующей ступени образования, в том числе те новые, которые возникают в ходе работы с обучающимися, задачи олимпиад (включая новые задачи регионального этапа всероссийской олимпиады)
        Совместно с обучающимися применять методы и приемы понимания математического текста, его анализа, структуризации, реорганизации, трансформации
        Совместно с обучающимися проводить анализ учебных и жизненных ситуаций, в которых можно применить математический аппарат и математические инструменты (например, динамические таблицы), то же - для идеализированных (задачных) ситуаций, описанных текстом
        Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера)
        Организовывать исследования - эксперимент, обнаружение закономерностей, доказательство в частных и общем случаях
        Проводить различия между точным и (или) приближенным математическим доказательством, в частности, компьютерной оценкой, приближенным измерением, вычислением и др.
        Поддерживать баланс между самостоятельным открытием, узнаванием нового и технической тренировкой, исходя из возрастных и индивидуальных особенностей каждого обучающегося, характера осваиваемого материала
        Владеть основными математическими компьютерными инструментами:
    визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов;
    вычислений - численных и символьных;
    обработки данных (статистики);
    экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика)
        Квалифицированно набирать математический текст
        Использовать информационные источники, следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними обучающихся
        Обеспечивать помощь обучающимся, не освоившим необходимый материал (из всего курса математики), в форме предложения специальных заданий, индивидуальных консультаций (в том числе дистанционных); осуществлять пошаговый контроль выполнения соответствующих заданий, при необходимости прибегая к помощи других педагогических работников, в частности тьюторов
        Обеспечивать коммуникативную и учебную "включенности" всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения)
        Работать с родителями (законными представителями), местным сообществом по проблематике математической культуры
    Необходимые знания    Основы математической теории и перспективных направлений развития современной математики
        Представление о широком спектре приложений математики и знание доступных обучающимся математических элементов этих приложений
        Теория и методика преподавания математики
        Специальные подходы и источники информации для обучения математике детей, для которых русский язык не является родным и ограниченно используется в семье и ближайшем окружении
    Другие характеристики    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    3.2.5. Трудовая функция

    Наименование    Модуль "Предметное обучение. Русский язык"    Код    B/05.6    Уровень (подуровень) квалификации    6

    Происхождение трудовой функции    Оригинал    X    Заимствовано из оригинала        
        Код оригинала    Регистрационный номер профессионального стандарта

    Трудовые действия    Обучение методам понимания сообщения: анализ, структуризация, реорганизация, трансформация, сопоставление с другими сообщениями, выявление необходимой для анализирующего информации
        Осуществление совместно с обучающимися поиска и обсуждения изменений в языковой реальности и реакции на них социума, формирование у обучающихся "чувства меняющегося языка"
        Использование совместно с обучающимися источников языковой информации для решения практических или познавательных задач, в частности, этимологической информации, подчеркивая отличия научного метода изучения языка от так называемого "бытового" подхода ("народной лингвистики")
        Формирование культуры диалога через организацию устных и письменных дискуссий по проблемам, требующим принятия решений и разрешения конфликтных ситуаций
        Организация публичных выступлений обучающихся, поощрение их участия в дебатах на школьных конференциях и других форумах, включая интернет-форумы и интернет-конференции
        Формирование установки обучающихся на коммуникацию в максимально широком контексте, в том числе в гипермедиа-формате
        Стимулирование сообщений обучающихся о событии или объекте (рассказ о поездке, событии семейной жизни, спектакле и т.п.), анализируя их структуру, используемые языковые и изобразительные средства
        Обсуждение с обучающимися образцов лучших произведений художественной и научной прозы, журналистики, рекламы и т.п.
        Поощрение индивидуального и коллективного литературного творчества обучающихся
        Поощрение участия обучающихся в театральных постановках, стимулирование создания ими анимационных и других видеопродуктов
        Моделирование видов профессиональной деятельности, где коммуникативная компетентность является основным качеством работника, включая в нее заинтересованных обучающихся (издание школьной газеты, художественного или научного альманаха, организация школьного радио и телевидения, разработка сценария театральной постановки или видеофильма и т.д.)
        Формирование у обучающихся умения применения в практике устной и письменной речи норм современного литературного русского языка
        Формирование у обучающихся культуры ссылок на источники опубликования, цитирования, сопоставления, диалога с автором, недопущения нарушения авторских прав
    Необходимые умения    Владеть методами и приемами обучения русскому языку, в том числе как не родному
        Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья
        Вести постоянную работу с семьями обучающихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы
        Проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития региона
        Проявлять позитивное отношение к родным языкам обучающихся
        Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики
        Поощрять формирование эмоциональной и рациональной потребности обучающихся в коммуникации как процессе, жизненно необходимом для человека
    Необходимые знания    Основы лингвистической теории и перспективных направлений развития современной лингвистики
        Представление о широком спектре приложений лингвистики и знание доступных обучающимся лингвистических элементов этих приложений
        Теория и методика преподавания русского языка
        Контекстная языковая норма
        Стандартное общерусское произношение и лексика, их отличия от местной языковой среды
    Другие характеристики    Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

    IV. Сведения об организациях - разработчиках
    профессионального стандарта

    4.1. Ответственная организация-разработчик

    ┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
    │       Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего      │
    │    профессионального образования города Москвы "Московский городской    │
    │                  психолого-педагогический университет"                  │
    │                                                                         │
    │    Ректор Рубцов Виталий Владимирович                                   │
    │                                                                         │
    └─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

    4.2. Наименования организаций-разработчиков

    1    Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Центр образования N 109

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie