
Вместе к будущему: как родители могут помочь ребенку в выборе профессии
Формирование профессиональных интересов у детей – это важный процесс, который начинается с раннего возраста. Родители играют ключевую роль в этом процессе, и их поддержка может значительно повлиять на выбор карьерного пути ребенка.
В этой статье мы рассмотрим рекомендации для родителей, которые помогут способствовать развитию профессиональных интересов своих детей.
- Наблюдайте за увлечениями ребенка и поддерживайте их
Помогите детям выявить их интересы и увлечения, наблюдая за тем, чем они занимаются в свободное время. Поддержка и поощрение этих увлечений помогут детям понять, что их интересы могут стать основой для будущей профессии. Например, если ребенок увлекается рисованием, рассмотрите возможность записи его в художественную школу.
- Поощряйте обучение и развитие навыков
Образование играет важную роль в формировании профессиональных интересов. Родители могут поддерживать детей в получении знаний и навыков, необходимых для их будущей карьеры. Это может включать дополнительные занятия, кружки, мастер-классы или онлайн-курсы. Чем больше ребенок будет развивать свои навыки, тем более уверенно он будет чувствовать себя в выборе профессии.
- Активно участвуйте в профориентационных проектах
В школе детей также знакомят с разнообразием профессий и карьерных путей. В нашей стране существует профориентационный проект «Билет в будущее». «Билет в будущее» – проект, который объединяет школьников, педагогов и родителей, в уникальном сотрудничестве, направленном на поддержку интересов, способностей и целей каждого участника. К проекту также привлекаются психологи и эксперты, которые готовы помочь каждому выбрать свою специальность. В рамках проекта проводятся профориентационные уроки, психологическая диагностика, экскурсии, мастер-классы, профпробы, фестивали профессий и мультимедийные выставки-практикумы. Для всех обучающихся 6-11 классов существует курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты». Он также нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
- Поощряйте самостоятельность
Важно давать детям возможность принимать собственные решения и не бояться ошибаться. Это поможет развить уверенность в своих силах и научит ответственности за свой выбор. Обсуждайте с детьми последствия различных решений, но не навязывайте свои предпочтения. Самостоятельность в выборе профессии способствует формированию осознанного подхода к карьере.
- Будьте рядом в трудные моменты
Формирование профессиональных интересов может быть стрессовым процессом для детей. Родители должны быть рядом, чтобы поддержать их в трудные моменты, помогая справляться с неуверенностью и сомнениями. Эмоциональная поддержка и понимание помогут детям преодолеть трудности и двигаться вперед.
Следуя этим рекомендациям, родители смогут создать поддерживающую и вдохновляющую атмосферу, способствующую осознанному выбору будущей профессии. Поддержка, понимание и открытость со стороны родителей помогут детям уверенно двигаться к своей цели и строить успешную карьеру.
Также своими советами о том, как приблизиться к выбору идеальной работы поделился психолог Залим Шибзухов из Кабардино-Балкарской Республики:
– Страшно совершить ошибку и выбрать не ту профессию? Ошибок здесь быть не может, если это осознанный выбор. Как психолог, я хочу подчеркнуть, что выбор профессии – это важный этап в жизни каждого ребенка, и родители могут сыграть в этом процессе решающую роль.
В современном мире, где финансовая стабильность часто становится приоритетом, выбор профессии может оказаться сложной задачей. Многие сталкиваются с давлением общества, родителей или собственных страхов, которые подталкивают к выбору «практичной» профессии. Однако важно помнить, что работа – это не только способ зарабатывать деньги, но и возможность реализовать свои мечты и таланты.
Важно, чтобы каждый школьник ответил себе на вопросы: «Какие у меня ценности? Какие цели я хочу достигнуть?». В профессиональных предпочтениях однозначно помогут сориентироваться профориентационные тесты и практика.
Помните, что работа – это не только источник дохода, но и важная часть вашей жизни. Выбирайте то, что действительно любите, и успех не заставит себя ждать!
Как иллюзии мешают выбрать профессию и быть счастливым?
Ответ на вопрос, счастлив ли человек – во многом зависит от его работы. Оттого так важен правильный выбор профессии – возможно, он станет одним из главных в жизни. Как иллюзии мешают его сделать, кто может помочь разобраться в мире профессий и на какие вопросы стоит ответить человеку, выбирая свое будущее – в материале проекта «Билет в будущее».
- Формула счастья
«Классическая формула выбора профессии – «хочу, могу, надо». Мы анализируем: «хочу» — это мои желания, мечты, интересы. «Могу» - способности, склонности, успешность - где я хорош. «Надо» - то, за что дают вознаграждение на рынке труда, то есть, где есть рабочие места, где за это платят. Считается, что на стыке этих трех сфер есть общая область – так сказать, идеальная профессия, когда ты делаешь то, что любишь и получаешь за это вознаграждение. Это дает ощущение баланса в жизни, счастья», - рассказывает руководитель по экспертно-методической работе Фонда гуманитарных проектов, кандидат педагогических наук Мария Чередилина.
Зачастую честно и точно ответить на эти вопросы мешают иллюзии о себе и мире. Развеять их, но при этом не перестать мечтать и дерзать – сложная задача для подростка, в решении которой могут помочь родители, преподаватели, представители профессий и специалисты по профориентации.
- Поддерживающая среда
«Формированию иллюзий способствует узкий кругозор, когда человек мало что знает о мире профессий. Низкий интерес к себе, самопознанию приводит к иллюзиям о своих способностях и возможностях. Хорошо быть активным, искать информацию, быстрее накапливать и анализировать опыт, ставить и отвечать на вопросы», - говорит Мария.
По ее словам, если ребёнок, подросток «застрянет» в общении только со сверстниками, он тоже много потеряет. «Хорошо, когда он не боится задавать вопросы людям старше себя – об их профессии, жизни. Для этого важно не потерять доверие ко взрослым – такая молодежь выигрывает в развитии, ведь нужна смелость идти вперёд, интересоваться. Очень важно тут для родителей – не потерять контакт с ребёнком в любом возрасте», - советует она.
- Иллюзии о себе
Перечень вопросов, на которые стоит ответить подростку достаточно широк, его можно разделить на несколько блоков, первый – о себе. «Что мне интересно? Что мне легче дается? В чем я эффективен, результативен? Когда я результативен и нерезультативен? Как я учусь? Какой я – организованный или нет? Мне цели больше нравятся краткосрочные или меня стимулирует долгосрочная цель? Я люблю, чтобы мной руководили, пошагово все мне разъясняли, или мне нравится увидеть общую картину и сам догадаюсь, приму решение?», - приводит примеры таких вопросов эксперт.
Еще важно, что человеку ближе – работа по найму или предпринимательство. «Считается, предприниматели люди более самостоятельные, для них характерны лидерские качества, они готовы выявлять проблему, создавать под неё новый продукт, в целом предприниматель предлагает решения для существующих социальных проблем», - сказала Мария.
Также при выборе работы стоит учесть темперамент. «Быстрый я или медленный? Экстраверт или интроверт? Какой тип общения предпочитаю - вербальный, невербальный? Как мыслю – например, образами, то есть «левополушарный» или «правополушарный» и много других особенностей», - добавила она.
По словам Марии, чтобы быть успешным в своей будущей профессии нужно искать такую, где будут реализованы самые сильные стороны человека. «Другой вариант – если идем в профессию, которая не соответствует, например, психофизиологии, тогда нужно понимать – наставнику или самому подростку - за счёт чего произойдёт компенсация недостающих качеств. Но есть профессии, которые предъявляют очень сильные требования, например, в спорте», - поясняет эксперт.
- Ценности
Важнейшая тема – ценности человека, к ним относится этические вопросы, религиозные. Очень важно, подчеркивает эксперт, чтобы не было конфликта ценностей и деятельности. «например, не все будут работать на компанию, производящую или торгующую сигаретами».
«Ценность работы – это еще и общественная, социальная значимость того, чем ты занимаешься, то есть, на что работа направлена, например, на создание безопасности, человеческого комфорта, служение людям. Есть и профессии служения - военная, врачебная, работа в некоммерческих организациях. Можно быть и домохозяйкой, посвятить себя воспитанию детей – это тоже хороший выбор. Важно, чтобы сложилась цельная картина, какие есть риски и возможности, плюсы и минусы, чтобы сделать жизненный выбор», - предупреждает педагог.
- Иллюзии о профессии
Второй блок вопросов – иллюзии о профессии. «У детей могут быть романтизированное представление о профессии, например, из кино - образ о профессии на основе яркого художественного. Это могут быть иллюзии о содержании профессии, как ей учиться, насколько она доступна, каков путь к этой профессии и карьеры в ней. Подросток может думать, что стать кем-то очень легко или, наоборот, что он никогда не станет тем же айтишником, пилотом самолёта, спортсменом и так далее», - говорит Чередилина.
Также можно проанализировать предмет профессиональной деятельности – человек, художественный образ, техника, природа - с чем человек больше склонен работать: с людьми, с техникой, с информацией, или с художественными образами, поясняет эксперт. Есть профессии, в которых состыковывается несколько предметов.
Поэтому очень важно, продолжила она, чтобы в школе была возможность получить информацию о разных профессиях и что-то попробовать: профессиональную диагностику, поездки на предприятия, специальные игры, встречу с профессионалами, профпробы, групповые и индивидуальные консультации по выбору профессии. «Это станет основой, и когда будет поставлена задача выбрать профессию – это ему поможет, он будет примерно понимать, что ему нравится. А далее - треннинги, стажировки», - говорит Мария.
- Проекты профориентации
Тут может помочь федеральный проект профориентации - «Билет в будущее», в рамках которого школьники могут посещать работодателей и общаться с профессионалами. «У школ есть квота на таки встречи, школьник у классного руководителя, или родитель – на собрании, могут уточнить, какие есть возможности для выбора профессии в конкретной школе – и воспользоваться ими», - советует специалист.
Есть и курс внеурочной деятельности «Россия, мои горизонты» — это продукт Фонда гуманитарных проектов и его партнеров. Курс доступен для школьников, им предоставляют информацию о профессиях и их востребованности, рассказывают, как они дифференцируются. «Есть, например, общее направление – медицина, а внутри – много разных позиций – от медсестры до научных сотрудников, работа ведь разная, хорошо понимать, кто чем занимается. А встречи с профессионалами и поездки на предприятия помогут понять, какой есть путь в эту профессию и какие есть возможности роста, траектории развития внутри профессии», - пояснила эксперт.
Так, например, один день знакомства с профессией поменял жизнь Дарина Крадиновой из Тамбовской области. Она в 2023 году по проекту «Билет в будущее» посетила медколледж. «Медицина меня всегда привлекала, а тут я сама все увидела и укрепилась в своем решении стать медиком. Возможно, именно этот день стал решающим в моей жизни», - говорит девушка. Дарина решила стать медсестрой, но останавливаться на этом не собирается. «После медколледжа продолжу постигать медицинскую профессию, хочу стать анестезиологом или терапевтом», - заключила будущий врач.
Как сэкономить сотни тысяч российской семье и не попасть в руки к инфоцыганам
Разбираемся, как государственная профориентация помогает определиться с профессией и сэкономить семейный бюджет.
Вариантов современной профориентации очень много. Но правда ли, что только платные тесты или консультации профориентологов могут дать глубокий анализ и помочь в выборе профессии? В последние несколько лет активно разрабатываются и внедряются различные федеральные проекты и программы, направленные на повышение уровня информированности школьников о различных профессиях и возможностях профессионального роста.
- Профориентационные инициативы по порядку
В 2018 году в пилотном режиме был запущенный всероссийский профориентационный проект «Билет в будущее», который включает в себя профориентационные диагностики и материалы на цифровой платформе, дополняя это все разноформатными офлайн мероприятиями по всей стране (профессиональные пробы, экскурсии на предприятия, мастер-классы).
С сентября 2023 года на основе «Билета в будущее» Минпросвещения России внедряет во всех российских школах Единую модель профориентации обучающихся для школьников 6–11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью.
В этот же год в перечне профориентационных инициатив появляется 34-часовой курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», основной целью которого является формирование у подростков готовности к профессиональному самоопределению. В рамках курса школьников знакомят с разнообразными профессиональными направлениями, а также с рынком труда.
На сегодняшний день проект реализуется во всех регионах РФ. Федеральным оператором проекта «Билета в будущее» и Единой модели профориентации выступает Фонд Гуманитарных Проектов.
Министр просвещения РФ Сергей Кравцов и управляющий директор Фонда Гуманитарных Проектов, руководитель проекта «Билет в будущее» Иван Есин
- Как бесплатно получить то, что дорого продают?
Важно понимать, что рано или поздно профориентация детей становится задачей и родителей тоже. Чтобы помочь в выборе профессии, недостаточно учитывать только желания и способности ребёнка (но это тоже очень важно!). Нужно суметь вовремя обратить внимание и на другие факторы: востребованность профессии на рынке труда, тренды, экономика, перспективы, риски, обстановка в стране.
Рынок профориентационных предложений разнообразен. Одним из главных преимуществ платных исследований считается детализированная диагностика не только профессиональных интересов, но и личностных качеств подростка. Стоимость таких тестов может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей. Однако всегда ли стоит родителям переплачивать за подобные услуги?
- Немного математики
Изучив рынок, мы выяснили, что стоимость одного профориентационного тестирования – от 3 000 до 7 000 рублей (в зависимости от возраста). А некоторые частные профориентологи просят 20 000 рублей за 2,5 часа консультации. Кому-то покажется, что одна встреча или тест ответят на все вопросы разом. Но не будем забывать: в период взросления ребенка его предпочтения «кем я хочу стать» постоянно меняются. И в таких случаях важно обращаться к профориентации чаще, чем один тест. Регулярно проходить профориентационное ориентирование целесообразно, начиная с 6 класса. Сегодня специалисты продают курсы, рассчитанные на 2-3 месяца, стоимостью от 45 000 рублей + за 6 000 рублей (а кто-то это делает и за все 15 000 рублей) можно заказать индивидуальную диагностику с учетом всех аспектов вашей личности и профессиональных интересов. При ежегодном прохождении таких курсов расходы только на профориентацию составят около 300 000 рублей. А если ребенок в семье не один? Тогда сумма может стать просто неподъемной.
Первым в такого масштаба и качества некоммерческим профориентационным проектом стал “Билет в будущее”. Для ребенка – это возможность лучше понять свои склонности и интересы, а также определить hard и soft skills. Для родителей: семейные тесты, курсы, психологические советы от экспертов, полезные рекомендации, чек-листы. Все это доступно на бесплатном цифровом ресурсе bvbinfo.ru.
- Подводя итоги
Важно отметить, что на рынке коммерческой профориентации семейный бюджет ждут не только траты, но и разочарования – инфоцыгане не дремлют и под видом полезных практик предлагают, как совершенно мошеннические бесполезные программы, так и гибридные формы сильно облегченных копий. Мало кто из них любит тратить на одного клиента много времени. И уж совсем никто не готов бесплатно посвящать чужому ребенку несколько лет. Кроме школ и уже зарекомендовавших себя в пространстве школьной профориентации педагогов-навигаторов.
Российская профориентация с каждый годом развивается, побуждая государство работать в этом направлении еще более серьезно. Федеральные профориентационные инициативы уже сегодня становятся экологичнее, показывая, что в современных реалиях фокус внимания находится на самом ребенке, его увлечениях и желаниях. Теперь важен не просто выбор профессии, а самореализация. Инновационные методы и инструменты, которые применяются, помогают в полной мере раскрыть профессиональный потенциал, «погрузить» подростка в будущую специальность, определить его реальные интересы, сильные и слабые стороны, а также помочь родителям найти правильный подход в выборе профессии для своего ребенка.
Бесплатная платформа проекта «Билет в будущее»
Что на самом деле думают школьники и учителя о профориентации в школе?
7 сентября 2023 года для всех учеников 6-11 классов было проведено первое занятие из курса «Россия – мои горизонты». И вот уже второй год курс реализуется по всей стране, поэтому самое время подвести промежуточные итоги. В этом тексте мы собрали разные мнения учителей и школьников о курсе. Обсудили, в чем же его польза на самом деле, насколько быстро такие занятия «прижились» в школах, что, в общем, о нем думают учителя и подростки.
Напомним, что занятия проходят еженедельно (каждый четверг) и направлены на ознакомление школьников с разнообразными профессиональными направлениями и возможностями на рынке труда. Авторы программы курса – опытные специалисты по профориентации подростков, в том числе кандидаты педагогических наук, эксперты от различных отраслей экономики, психологи, методисты. Объединив свой многолетний опыт работы, они разработали методические материалы для проведения занятий, адаптировав их под психологию и интересы разных возрастных групп.
Мария Соломатина, учитель русского языка и литературы, классный руководитель, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– Курс «Россия – мои горизонты»» – важный и нужный проект, который помогает строить будущее нынешним школьникам, выбирать важные знания и кратчайший путь к своей профессии, дает уверенность в своём выборе и собственных силах.
Классный руководитель 8 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Владимирской области Людмила Графова выделила несколько положительных моментов внедрения курса:
– Занятия по профориентации помогают нашим школьникам раскрыть свои таланты и задуматься о выборе будущей профессии. Я считаю, что введение занятий по профориентации – мера своевременная и правильная. Важно помочь учащимся лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии, и как они могут применить свои собственные таланты и способности. А вторым положительным моментом введения этого профориентационного курса является наличие готовых методических материалов на платформе «Билет в будущее».
Кроме этого, многие учителя обращаю особое внимание на методические материалы курса. Саая Сливана Шораановна, учитель Усть-Элегестинской школы Республики Тыва:
– Мне как учителю очень нравится, как выстроена работа по курсу. Есть четкое содержания курса. Есть календарно-тематическое планирование, где на весь учебный год расписаны темы и мероприятия. На сайте «Билет в будущее» есть «Конструктор будущего» – цифровой инструмент по формированию профориентационных мероприятий в классе. Он содержит в себе готовые материалы курса «Россия – мои горизонты». Хочется выразить большую благодарность разработчикам за построение интересных уроков и разнообразную подачу информации. Такие уроки не проходят скучно и однотипно. Дети на уроке заинтересованы в материале, что не может не радовать и меня, как педагога.
Владимир Кардаш, учитель школы № 31 посёлка Родники Белореченского района Краснодарского края:
– С 1 сентября 2023 года я провожу курс внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты». Убедительные видеоролики о России, отраслях российской экономики в цифрах и фактах дали возможность ребятам увидеть масштабно возможности для самореализации в нашей стране. Занимательные интерактивные игры «Инженеры в разных отраслях», «Реальность и будущее» позволяют понять учащимся важность и значимость данных профессий. Курс профориентационной направленности «Россия – мои горизонты» – содержателен и познавателен своими материалами.
Классный руководитель 6 класса Фëдоровской школы Юрьев-Польского района Татьяна Длюгова поделилась своими наблюдениями и отметила, что курс оказался эффективен не только для школьников:
– С профессиональной точки зрения курс внеурочных занятий «Россия – мои горизонты» оказался очень полезным. Для меня тоже было очень интересно вместе с детьми знакомиться с необычными профессиями будущего. Хочется отметить замечательный инструмент – «Конструктор будущего». С его помощью не только легко, но и интересно строить уроки.
Ольга Черноусова, педагог-навигатор МКОУ ООШ №2, г. Козельск Калужской области отметила преимуществом курса знакомство с разными профессиональными сферами:
– Ни для кого не секрет, что дети малых городов и деревень не имеют таких возможностей, как дети областных центров и крупных мегаполисов. В малых городах не так развито производство, недостаточно образовательных организаций СПО, а в некоторых их нет вообще, не говоря уже об организациях высшего образования. Я, как классный руководитель 8 класса, мама девятиклассницы, с уверенностью могу сказать, что курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» открывает для наших детей возможности расширить свои знания о профориентационных сферах, о структуре образования, позволяет выявить свои предпочтения при выборе профессии.
Марина Мосичкина, замдиректора по воспитательной работе МКОУ «Хвастовичская средняя общеобразовательная школа» (Калужская обл, с. Хвастовичи), рассуждает на тему нужности таких занятий:
– Курс профориентационных занятий «Россия – мои горизонты» – мера, наверное, все же правильная. Да, это добавился еще один урок. Да, дети уходят из школы позже. Но если спросить старшеклассника, куда он хочет поступать, то слышу ответ: не знаю еще. Дети мало что знают о той или иной профессии. Дети не знают, что для них более подходящее. А потому и видим результат: ребенок пошел учиться в одном направлении, а потом работает совсем в другом. Необходимо помочь детям лучше понять, какие навыки, интересы и качества требуются для каждой профессии и как они могут применить свои собственные таланты и способности. Уверена, что эти уроки будут способствовать принятию учащимися правильного решения и возможности построения успешной карьеры в будущем.
Резюмируя, почти все учителя дали положительную оценку курсу и отметили, что он действительно оказался продуктивным и интересным для обеих сторон. Но будут ли с этим выводом согласны сами школьники? Когда мы предложили ученикам оценить занятия курса «Россия – мои горизонты», в первую очередь были отмечены его преимущества. Вот что они говорят:
Екатерина Пчелинцева, 8 класс, МАОУ «Татановская СОШ» Тамбовского муниципального округа Тамбовской области:
– На курсе «Россия – мои горизонты» мы знакомимся со многими востребованными в наше время профессиями. Свой окончательный выбор я ещё не сделала. Узнавая о новых профессиях, в чём их суть и ценность для общества, я пытаюсь для себя понять, какой род деятельности мне ближе и чем бы я хотела заниматься в будущем. Я считаю, что этот курс очень полезен для школьников, так как он знакомит с новыми интересными профессиями.
Азим Орзамиев, ученик 7 «В» класса Президентского лицея города Грозного:
– Участвую в занятиях курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» уже несколько месяцев и могу сказать, что они действительно полезные. Мы изучаем профессии, узнаем о требованиях и навыках, необходимых для успешной работы. Мне нравится, что уроки включают много практических заданий, то есть можно применить наши знания на практике и улучшить свои навыки. Учителя очень отзывчивые и помогают нам разобраться с любыми вопросами. Я с нетерпением жду каждого урока и уверен, что эти занятия помогут мне в будущей карьере.
Артем Горбунов, ученик 9 «В» класса школы № 8 г. Старая Русса:
– В этом проекте я познакомился с профессиями IT-разработчика. На профессиональных пробах мы написали код для калькулятора, медбрата и фельдшера, где нам показали оказание первой помощи, работу скорой и даже правильное мытье рук в 6 действий! На уроках мы пробовали себя в роли учителя, металлурга и других специальностях всем классом (интерактивные игры, рассказывающие об этих профессиях). Также у нас была экскурсия по нашему Старорусскому приборостроительному заводу. Там нам показали выплавку деталей, их обработку. Рассказали о истории завода, его продукции. И о профессиях, которые нужны заводу. Было очень интересно! Сами занятия показали, в чем заключается смысл этих специальностей. Проекту я желаю продолжать развиваться и дальше помогать ученикам в выборе профессий.
Залесская Мария, ученица 8 «А» школы № 67 г. Брянска:
– Я окончила 8 класс и осознаю, что уже через год меня ждет важнейший выбор будущей профессии. Лучше понять мои интересы и способности, а также изучить широкий спектр профессиональных сфер помогает курс уроков «Россия – мои горизонты». Например, на одном из занятий мы говорили о том, как устроена система образования в нашей стране, какой уровень образования нужен для разных видов профессий. Также ранее мы проходили диагностику, которая помогает глубже понять наши профессиональные интересы. Я с уверенностью могу сказать, что данные уроки помогают мне расширить кругозор, чувствовать уверенность в себе и в своём будущем выборе.
Боярчук Никита, студент регионального железнодорожного техникума г. Брянска:
– «Россия – мои горизонты» – очень интересный проект. Подача материала увлекательная и насыщенная. На занятиях я постоянно узнавал что-то новое и необычное. Я уже определился с выбором профессии, но все равно с интересом изучал различные направления профессиональной деятельности. Я считаю, что проект достоин самой высокой оценки и очень важен для всех обучающихся.