Как известно, лето для детей – это время игры, развлечений, свободы в выборе занятий, снятия накопившегося за год напряжения, восполнения израсходованных сил, и, конечно, укрепления и восстановления здоровья.
Летний оздоровительный лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребенка.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время.
Воспитательная ценность детских оздоровительных лагерей состоит в создании условий для педагогически целесообразного, эмоционально привлекательного досуга школьников, восстановления их здоровья, удовлетворения потребности в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности в разнообразных формах, включающих труд, познание, искусство, культуру, игру и другие сферы возможного самоопределения. Также немаловажное роль в организации детских лагерей играет двигательная активность.Гиподинамия, или недостаточность физической активности, объясняет значительное снижение уровня здоровья детей и подростков. Недостаток двигательной активности приводит к нарушениям нервно психической сферы, ребёнок становится вялым, раздражительным, быстро утомляется. «Переключение» детей с умственного напряжения на свойственную им двигательную активность способствует снижению нагрузки и улучшению общего самочувствия. Кроме того, пропаганда здорового образа жизни и валеологическое воспитание формирует интерес школьников к соблюдению правил личной гигиены, к различным видам спорта и двигательной активности в целом,
Кроме того, в свете последних событий в мировой политике и в России в целом становится актуальным воспитание детей в направлении ценности патриотизма, формированию навыка гражданской идентичности и чувства гордости за свою страну и русский народ.